Особенностью старых двигателей, которые не оборудованы системой впрыска является то, что образование смеси происходит в устройстве под названием карбюратор. Система подачи топлива при этом работает по следующей схеме: воздушный поток подхватывает капли бензина и, со скоростью от 50 до 150 м/с, протягивает их сквозь смесительную камеру. Следующим действием является получение горючей смеси, которая возникает благодаря испарению этих капель топлива и смешиванию паром с воздухом.
В более современных автомобилях используются инжекторные двигатели, особенностью его устройства является то, что за образование горючей смеси отвечает впускной коллектор. Основным отличием инжекторного двигателя от карбюраторного является наличие у первого системы форсунок, которая предназначена для смешивания воздуха с распылённым бензином и дальнейшей подачи его в двигатель.

В инжекторных двигателях используются варианты:

  • Моновпрыска;
  • Распределённого впрыска.

    Дизельные автомобили также оборудованы системой форсунок, обеспечивающей подачу горючего в камеру сгорания, в которой происходит процесс его перемешивания с воздухом.

    Некоторые бензиновые двигатели также могут быть оборудованы системой непосредственного впрыска. Ключевой особенностью бензинового мотора является способ зажигания бензиновой смеси: здесь для этого используется свеча зажигания, дизельная же смесь поджигается в результате сжатия.

    Топливная система инжекторного мотора

    Основными элементами топливной системы двигателя с бензиновым впрыском являются:

  • Форсунки;
  • Бак для бензина;
  • Бензиновый насос;
  • Шланг обеспечивающий подачу топлива;
  • Адсорбер;
  • Топливная рампа;
  • Шланг отводящий резиновые пары;
  • Бензопроводы (подающий и сливной);

    Основной ролью бака для бензина является хранение топлива. Объем бензобака легкового автомобиля предназначен, в большинстве случаев, для размещения количества бензина, необходимого для преодоления дистанции в пятьсот километров. Горючее подаётся в подающий топливопровод при использовании бензонасоса, который закачивает необходимое количество после включения зажигания. По пути от бензобака до форсунки топливо проходит через два фильтра, первый из которых является фильтром очистки от крупных частиц и, как правило, изготовлен из капрона, второй, предназначен для максимальной очистки топлива от самых мельчайших частиц и механических элементов. После фильтрации, бензин поступает в рампу и затем, с помощью форсунок в цилиндры двигателя.

    В определённых моделях топливный насос включается только при условии, что дверь водителя открыта.

    Роль регулятора давления заключается в возвращении части горючего в бак, при условии превышения нормы уровня давления.

    Абсорбер улавливает пары топлива из воздуха и производит вентиляцию бака машины.

    Двигатели современных машин оборудованы ЭБУ, одной из функций которого является контроль уровня подаваемого топлива. Помогает ей в этом система датчиков, которыми оснащена система питания.

    Датчик детонационного сгорания контролирует уровень детонации двигателя, в результате неправильного сгорания топлива. Датчик расхода воздуха (ДМВР) призван определять количество воздуха, которое идёт на заполнение цилиндров при рабочем режиме двигателя. Основываясь на показаниях датчика положения дроссельной заслонки, ЭБУ рассчитывает пропорцию подаваемой смеси и регулирует момент зажигания.

    Дизельный двигатель требует от устройства топливной системы предельной надёжности всех соединяемых элементов
    Бензиновый мотор не так требователен к качеству топлива, как дизельный, который требует от системы предельной надёжности всех соединений.

    Система питания дизельного двигателя

    Основное различие в системе подачи, относительно к бензиновому варианту, обусловлено потребностью обеспечения большего уровня давления в ней.

    Система, обеспечивающая подачу топлива, состоит из:

  • Форсунок;
  • Подкачивающего насоса;
  • Топливного бака;
  • ТНВД.

    Последовательность действий в системе практически во всём идентична системе бензинового варианта. Подкачивающий насос шестерёночного вида подаёт топливо к топливному насосу. При этом оно должно пройти через два типа фильтра, в первом из которых улавливаются крупные нежелательные частицы, во втором, расположенном непосредственно перед ТНВД — мелкие.

    Дизельный двигатель очень чувствителен к качеству топлива, от этого во многом зависит его ресурс и периодичность ремонтов.

    Устройство подкачивающего насоса

    Принцип его действия несложен — это пара шестерней, постоянно контактирующая друг с другом. Вращаясь, зубья шестерён создают постоянный ток топлива, по направлению к насосу высокого давления.

    Основной деталью помпового насоса является поршень, задачей которого является нагнетание давления топлива. Подкачивающий насос подводит количество топлива, которое превышает уровень потребности ТНВД, по этой причине часть топлива возвращается в бак автомобиля.

    ТНВД создаёт высокий уровень давления и провоцирует процесс впрыскивания горючего в цилиндры, который начинает вращаться под воздействием кулачкового вала, приводящегося, в свою очередь, во вращение с помощью коленчатого вала, но при этом вращается с медленнее. Находящийся в ТНДВ плунжер выталкивает горючее к форсункам.

    Устройство топливного насоса высокого давления (ТНВД)

    Корпус топливного насоса имеет вид неподвижной гильзы, с плунжером, расположенным внутри. Плунжер является поршнем обладающий длиной, значительно превосходящей диаметр. Плунжер и гильза представляют собой плунжерную пару. Важное значение имеет зазор, который характеризует уровень притёртости между ними, он не должен превышать размер в 4 мкм, что позволяет предотвратить утечку топлива при работе двигателя.

    Данное устройство плунжерной пары позволяет обеспечить горючим двигатель, который работает в постоянном режиме с неизменным количеством оборотов, что неприменимо на практике. По этой причине на поверхности плунжера находится специальная выточка спиралевидной формы, которая позволяет изменять величину хода, используя специальный механизм поворота.

    Форсунка играет первоочередную роль при снабжении двигателя автомобиля распылённым горючим. Её задача распылить топливо максимально мелко, только в этом случае рабочая смесь будет иметь оптимальные параметры для работы дизельного двигателя. Для равномерного распыления топлива во всех направлениях эти детали производят многодырчатыми.