Современные автомобили характеризуются хорошей динамикой, устойчивостью на дороге, отличной управляемостью. При этом, главное значение в последнее время все больше уделяется безопасности. Здоровье и жизнь водителя зависят от «правильной» резины, ремней и подушек безопасности. Однако, основными системами, от которых в самой большей степени зависит эта важнейшая характеристика современного автомобиля, являются тормоза. Именно исправности системы торможения уделяется наибольшее внимание при техническом осмотре и обслуживании авто.
Тормоза современной машины – это надежные дублирующие и дополняющие друг друга системы. Какие же они – эти системы?

Основная тормозная система.

Вспомогательная система.

Стояночный тормоз (так называемый «ручник»).

Дублирующий запасной тормоз.


Кроме того, неоценимое значение для уверенного торможения без заносов на скользких дорогах имеет антиблокировочная система тормозов (АБС).

1. Рабочая система. Прямым назначением основной тормозной системы можно считать снижение скорости движения транспортного средства вплоть до полной его остановки. От педали тормоза усилие передается посредством гидравлической системы на передние и задние колеса. Они тормозятся либо через сжимание вращающегося диска специальными металлокерамическими колодками, либо при распорке накладками специальных барабанов. Соответственно, такие тормозные системы называются дисковыми или барабанными.

2. Вспомогательная система торможения. При движении в горной или холмистой местности, где нередко встречаются затяжные спуски, очень важной задачей является снижение нагрузки на основную систему торможения. Важно не допускать перегрева тормозов, поскольку в таких случаях эффективность их резко снижается. Вспомогательная система тормозов призвана обеспечивать решение задач равномерного распределения нагрузки и предотвращение чрезмерных воздействий на основные тормоза. Особенно эта проблема актуальна для большегрузных автомобилей и пассажирских автобусов.

3. Стояночный тормоз. Задачи фиксации машины на стоянке помогает решать стояночный тормоз. Второе название этого приспособления – «ручник». Именно с его помощью можно «тронуться» с места на крутом подъеме, плавно отпуская педаль сцепления, нажимая другой ногой на педаль акселератора и в то же время снимая со стояночного тормоза рычаг «ручника». В критических случаях с помощью этого рычага можно тормозить.

4. Дублирующая тормозная система. Дублирующий вариант торможения используется в экстраординарных случаях при отказе основных тормозов. Эта система может работать независимо, но часто она дублирует определенную часть основной.

Принцип работы тормозной системы:

  • нажим педали механически передается на поршень главного гидроцилиндра;
  • вхождение поршня внутрь основного цилиндра увеличивает давление в трубопроводах, подающих тормозную жидкость на исполнительные цилиндры тормоза каждого колеса;
  • рост давления приводит поршень в движение, он и сжимает дисковые колодки или разводит барабанные колодки;
  • при сжатии колодок под действием трения о диск происходит торможение.

    Признаки, указывающие на возможные проблемы с тормозами:

  • Проваливание педали тормоза или ее заедание.
  • Посторонние шумы и звуки при торможении.
  • Увеличение тормозного пути, а также случаи, когда автомобиль начинает заносить на ровной и сухой дороге при попытке затормозить.
  • Заметное нагревание колесных составляющих тормозной системы и их неравномерный износ.
  • Трещины на шлангах и механические повреждения магистральных трубок.

    Все эти симптомы говорят о необходимости ремонта.

    Таким образом, в процессе эксплуатации автомобиля могут с разной интенсивностью изнашиваться:

  • трущиеся элементы: тормозные колодки и накладки;
  • пневматические системы и ее компоненты;
  • шланги, трубки и тормозные диски, что может приводить к нарушениям герметичности системы тормозов.
    Поэтому, перед ремонтом очень важно тщательно просмотреть все компоненты тормозной системы для того, чтобы выявить малейшие дефекты. Это важно, поскольку все недостатки необходимо устранить.

    Что входит в ремонт тормозной системы?В зависимости от выявленных недостатков при диагностике, в процессе ремонта производится:

  • замена гибких шлангов;
  • проточка или замена тормозных дисков;
  • замена магистрального трубопровода тормозной системы.

    Всего в автомобиле от четырех до восьми трубок разной длины. Заменить их не представляет собой неразрешимую задачу, поскольку изготовить их из меди по образцу на месте достаточно быстро и дешево. Многие автосервисы предлагают такую услугу. При этом, такие детали изготавливаются из их материалa:

  • замена тормозных цилиндров;
  • замена колодок и накладок;
  • ремонт АБС.

    Значение проверки, диагностики, ремонта и поддержания системы тормозов в исправном состоянии трудно переоценить, поскольку от этих элементов зависит здоровье и жизнь автолюбителей, пассажиров и пешеходов.