Для восстановления правильной геометрии деформированных частей автомобиля используется такая процедура, как рихтовка кузова. Сложность таких работ зависит в основном от характера повреждений. Но подправить можно практически любую часть кузова. Причем зачастую это можно сделать самостоятельно. В таком случае ремонт поможет сэкономить значительную сумму, но следует учесть, что это достаточно сложный и трудоемкий процесс, для которого нужно подобрать соответствующие инструменты и оборудование.
    Разумеется, в каждом конкретном случае решение о проведении таких работ принимается отдельно, с учетом всех обстоятельств и состояния автомобиля. Но в целом можно сказать, что рихтовка применяется в таких ситуациях:

  • при восстановлении правильной геометрии частей кузова. Это – наиболее распространенная ситуация. Так, рихтовка может применяться после ДТП, когда некоторые детали кузова были повреждены. В такой ситуации проводится целый комплекс работ, включая не только сварку и подгонку с помощью специальных агрегатов и ручных инструментов, но и тщательную шлифовку;
  • при корректировке локальных дефектов на небольшом участке. Обычно речь идет о незначительных деформациях кузова. Как правило, нужно просто выровнять вмятины, используя при этом различные виды молотков (они могут иметь разную форму и покрытие). Это делается путем нанесения легких частых ударов по поврежденному участку;
  • рихтовка может быть частью подготовительных работ перед покраской автомобиля. Поскольку лакокрасочное покрытие нельзя наносить даже на небольшие вмятины, чтобы в дальнейшем не нарушалась его целостность, такие дефекты нужно устранить;

Однако, если растяжения и разрывы металла оказались значительными, рихтовка не проводится, поскольку все перечисленные методы не смогут полностью восстановить первоначальную геометрию. Поэтому в таких случаях более целесообразной считается замена того или иного узла или детали.

Виды рихтовки кузова

Поскольку такие работы достаточно сложны, они требуют от мастера не только теоретических знаний, но и определенного опыта. Но начинать в любом случае нужно с теории. Рихтовочные работы можно разделить на три основные разновидности. Это:

  • корректировка вмятин, которая является самым распространенным видом ремонта. Ведь с вмятинами на кузове раньше или позже сталкиваются все автолюбители. Причиной возникновения вмятины может стать любой удар. Устранить такой дефект можно разными способами, но сегодня для этого чаще всего применяется ремонт с помощью вакуумного оборудования,
  • ликвидация выпуклостей, которые также формируются в результате механического воздействия (то есть при ударах). В таких случаях металл не всегда прогибается, на некоторых участках он, напротив, выгибается. Такие повреждения и устраняются с помощью различных молотков, то есть методом, описанным выше,
  • локальная рихтовка означает, что для устранения дефектов детали кузова не нужно демонтировать, а ремонт можно выполнить, используя для этого исключительно технологические отверстия, предусмотренные производителем.

Технология рихтовки кузова
Перед тем, как начать ремонтные работы, нужно тщательно осмотреть кузов. Это поможет выбрать методику, по которой в дальнейшем будет выполняться рихтовка. При необходимости некоторые детали можно демонтировать – это касается и тех, которые нуждаются в ремонте, и тех, которые перекрывают доступ к нужному участку.

Существует множество способов, которыми могут осуществляться рихтовочные работы. Но все они основаны всего лишь на четырех технологиях, выбор которых зависит от состояния автомобиля, формы и типа дефекта, от свойств того или иного металла. Основные рихтовочные технологии включают в себя:

  • беспокрасочную вакуумную рихтовку. Сокращенно ее обозначают как PDR, от английского названия «Paintless Dent Repair». В данном случае для ремонта используются вакуумные присоски. Такая технология возможна только на тех вмятинах, которые имеют правильную форму и образовались без повреждения лакокрасочного слоя. Площадь вмятин должна быть достаточно большой. Вакуумная присоска помогает «втянуть» эти вмятины обратно за счет давления, оказываемого воздухом. Рихтовочные молотки для этого не используются. Если на поверхности образовались не только вмятины, но и трещины, применять такую технологию нельзя;
  • обычную рихтовку автомобильного кузова, которую можно выполнить и своими руками. Для нее используется стандартный набор инструментов. Помимо упомянутых выше молоточков, это наковальни и так называемые ложки. Эта технология может применяться и при сложных повреждениях металла. Главные ее недостатки – это формирование так называемых «хлопунцов», то есть «играющего» металла. Но это поправимая ситуация. Проблему можно устранить при помощи споттера;
  • тепловую рихтовку (или, как говорят, с усадкой на горячую). Здесь предполагается нагрев металла с помощью горелки. А затем его края охлаждают, что позволяет вмятине принять нужную форму без механического воздействия. Но такая технология используется только в самых крайних случаях, когда остальные методы не дали нужного результата;
  • рихтовку алюминия, которая выделяется в отдельную категорию, поскольку этот металл требует особого обращения. В частности, при устранении вмятины двигаются от ее центра по направлению к краям, используя описанные методы выбивания. Но с помощью точечной сварки этот сплав не рихтуют.
  • Инструменты, необходимые для работы:

    Допустим, владелец автомобиля хочет сам заняться рихтовочными работами. Что для этого нужно? В таких ситуациях понадобится целый набор ручных инструментов и электрооборудования.

    Молотки для рихтовки кузова

    Прежде всего, это специальные молотки для рихтовки, которые производятся из резины, полимера, текстолита или сплавов легких металлов. Это легкий инструмент, который при использовании слегка пружинит, практически не деформируя металл. С помощью молотков рихтуют вмятины на дверцах, дисках, крыше автомобиля. Широкое распространение получил споттер – это аппарат точечной сварки, которым удобно пользоваться при проведении некоторых (но не всех) рихтовочных работ. Применение этого инструмента требует определенных навыков.

    Наковальни, подкладные штампы и поддержки

    Используются также наковальни и специальные подкладные штампы, чтобы зафиксировать рихтуемый участок. Желательно иметь оборудование разной формы, чтобы можно было выбрать ту, что соответствует по форме деформируемому участку.

    Ударные полотна, ложки

    В отдельную категорию выделяются ложки и ударные полотна, которые считаются универсальным инструментом, ведь их используются как для вытягивания металла при устранении вмятин, так и для поддерживания поврежденных участков. Ложки также нужны для разделения сдавленных металлических листов (например, они незаменимы для рихтовки автомобильных дверей).

    Шлифовальная машинка, напильники

    Для подготовительных работ используются напильники и шлифовальные машинки. Очень часто они применяются для рихтовки перед покрасочными работами, где качество поверхности имеет особое значение. Обычно с их помощью обрабатывают только небольшие выпуклости. Тем не менее, качество этих инструментов имеет принципиальное значение.

    Рычаги и крюки

    Используются для вытягивания вмятины изнутри. Крюков используют разных и очень много, так как их применение зависит напрямую от вмятины. С помощью их: рихтуют капот, крылья, крышу, двери, диски.

    Споттер

    Сварочный аппарат точечной сварки. Им удобно вытягивать вмятины, когда растянут металл кузова.

    Из всего выше сказанного с уверенностью можно сказать, что рихтовка кузова самостоятельнo вполне посильная задача для любого автовладельца.