Все автомобили, современные и не очень, имеют трансмиссию. Это совокупность узлов и агрегатов, призванных передавать крутящий момент от двигателя к колесам. Самым основным и, пожалуй, самым сложным элементом всей этой системы является коробка передач. О ней и пойдет речь в этой статье. А вернее об одной из ее систем…

Какого бы типа ни была коробка передач будь то механическая, автоматическая или вариатор ей не обойтись без системы смазки. И чем более технологичная коробка передач, и чем более жесткие условия ее эксплуатации, тем больше внимания нужно уделять трансмиссионной жидкости.


Все, без исключения, автопроизводители регламентируют замену масла в коробке передач, но делают это, зачастую, без учета особенностей эксплуатации автомобиля. Часто встречается такая, весьма размытая, формулировка: «Трансмиссионная жидкость рассчитана на весь срок эксплуатации автомобиля». Это сколько?! Хорошо если будет сноска, что в случае эксплуатации автомобиля в сложных условиях жидкость рекомендуется периодически менять. Встречается и другой вариант, когда регламентируемый интервал замены неоправданно короткий, что, как следствие, повышает стоимость владения автомобилем. Задача этой статьи разъяснить назначение масла, а также разобраться, когда и зачем это масло следует заменять.


Давайте разбираться…


Какую роль выполняет масло в коробке передач?

Несмотря на то, что масло для коробок передач относится к системе смазки, сам процесс смазки является далеко не единственной его задачей, особенно если речь идет не о механических трансмиссиях, а об автоматических. Ведь в автоматах масло выполняет множество различных задач, причем, порой очень противоречивых. Так, например, с одной стороны, масло должно эффективно смазывать движущиеся детали, такие как подшипники и планетарные передачи, а с другой стороны масло не должно препятствовать надежному сцеплению фрикционов, ленточных тормозов, блокировки трансформатора. К тому же, оно должно хорошо отводить тепло от пар трения, иметь высокие моющие свойства, поддерживать продукты износа во взвешенном состоянии, во избежание образования отложений, не пениться, уверенно передавать давление от насоса к исполнительным механизмам в широком диапазоне температур и т.д. А также, в автоматических трансмиссиях, масло является и рабочим телом, которое передает крутящий момент от двигателя к первичному валу коробки.


Оптимальный интервал замены масла в коробке передач

Отводя тепло от пар трения, масло в автоматических коробках может нагреваться до очень высоких значений. В экстремальных режимах его температура в объеме может достигать 150-170°С. Такие перепады температур, разумеется, не проходят для масла бесследно. Чем сильнее масло нагревается, тем быстрее оно теряет свои свойства вследствие разрушения содержащихся в нем присадок. Для понимания приведем такой пример:

при температуре масла в 100°С, что является нормальным при движении в городских условиях, ресурс его работы составляет 100 тыс. км. пробега, а при температуре 150°С ресурс составляет всего около 6 тыс. км.
Длительная эксплуатация коробки передач на масле, потерявшем часть своих свойств, может привести самым серьезным последствиям, вплоть до замены агрегата в сборе. На начальном этапе могут появиться посторонние звуки, рывки при переключении передач, удары, а при более серьезных проблемах машина может и вовсе потерять возможность передвигаться. Хорошо если это произойдет в близи от цивилизации…

К основным причинам повышения температуры в трансмиссии, или другими словами, к «сложными условиями эксплуатации», можно отнести следующие:

  • активный стиль вождения
  • неисправности в системе охлаждения АКПП.
  • жаркий климат
  • буксировка прицепа
  • низкий уровень масла
  • использование масла не соответствующего спецификациям
  • неисправности в трансмиссии
  • и другие.

    Если же эти факторы накладываются друг на друга, то ситуация существенно усугубляется.
    Исходя из приведенных примеров и «факторов риска» можно сделать вывод, что оптимальный интервал замены масла при эксплуатации автомобиля, в так называемом «смешанном» цикле, составляет 50-60 тыс. км. Если же автомобиль попадает в категорию машин эксплуатирующийся в сложных условиях, то интервал замены масла должен существенно уменьшаться. А если машина передвигается в основном по трассе, в размеренном темпе, прохладном климате и с исправной системой охлаждения, то интервал можно существенно увеличивать.


    Окончательное решение конечно же за владельцем, но стоит помнить, что цена замены масла и время, потраченное на эту процедуру, несоизмеримо меньше стоимости ремонта, или, тем более, замены коробки передач.